" I paint the way some people write an autobiography.
The paintings, finished or not, are the pages from my diary…”
~ Picasso
Что у нас было в ноябре?...
Вот так вот с ходу и не вспомню ничего кроме бесконечных тяжб с посольствами. Ноябрь был сумбурным: масса работы, посольства, домашние дела, которые до бесконечности не отложишь все-таки, планирование Рождественских каникул и море всяких мелочей, в потоке которых я абсолютно упустила одну весьма знаменательную вещь. Случилось почти чудо.
![]() |
Cat with a Bird in its Jaws, 1939 (oil on canvas) тут |
Национальный Музей Пикассо в Париже в 2008 закрыл свои двери для посетителей дабы пройти реставрацию. Для массы людей, приехавших в Париж посмотреть на богатейшую коллекцию великого мастера, это было абсолютным фиаско. Для другой же массы в иных городах мира это стало уникальной возможностью увидеть и прикоснуться к творениям великого художника.
Среди счастливчиков оказались жители Мадрида, Токио, Москвы, Сиэтла, Сан Франциско и Сиднея (12 ноября 2011 - 25 марта 2012). Более 150 картин, рисунков, набросков и скульптур Пабло стали событием, о котором пишут, говорят, вздыхают, мечтают, грезят и будут вспоминать спустя десятилетия.
О выставке я узнала буквально неделю назад, увидев, что последний день - 25 марта, я была убеждена, что не судьба, билетов быть не может по определению. Вездесущий интернет спустя несколько минут разубедил меня в обратном и даже вселил надежду. Среди недели билеты были, но не было мужа, а мне хотелось разделить с ним это событие, и я упорно изучала его график, пытаясь заполучить 2 билета в подходящее для нас время.
В пятницу я начала малодушничать. Муж был в наличии, но вся его мозговая деятельность плюс два полета за неделю по работе сделали свое дело, и он был вроде и тут, а вроде и нет. Поразмыслив, я решила, что пойду одна, даже если муж будет не в состоянии или у него будет очередное соревнование по теннису, которое он пропустить никак не может, поскольку накажут весь клуб, за который он играет. Поскольку у меня была аудитория, я не упустила возможности и принялась жаловаться вслух, что, мол, жители Океании никогда не имели возможности увидеть Пикассо на своей земле в таком масштабе, мало того что выставка пройдет только в Сиднее, что уже само по себе несправедливо по отношению к жителям других городов и близлежащих стран, так ещё и билет для взрослого стоит 25 долларов. Дорого! Понятно, что это куда дешевле, чем слетать в Париж и посмотреть там, но ведь это не аргумент, если подумать. Даже не знаю, почему я так живо отреагировала на цифру, я как-то обычно с пониманием смотрю на цены на искусство, а тут меня реально задело. И меня понесло! Перед глазами рисовались среднестатистические семьи жителей Сиднея, потом других городов и наконец глубинки, детишки, бабушки-дедушки, скромные домишки в спальных районах, процветающий консьюмеризм, которому ничто не противостоит, а скорее наоборот. Я всем своим нутром восстала за "Искусство в массы!" и "Долой консьюмеризм и обывательщину!". Муж, увидев такой пыл, понял, что пора нам на свежий воздух, чтобы я отвлеклась от гнетущих мыслей и несправедливостей мира сего.
Покинув парадное крыльцо, уже через 3 минуты я стремительно шагала по мосту через Сиднейскую бухту и добралась в своих тирадах за справедливость до правительства Австралии, которое бы могло и должно! субсидировать подобные культурные события в стране, хотя бы для молодого поколения в попытке открытъ глаза на мир прекрасного и вечного, тем самым заставить усомниться хоть немного в абсолютной любви к пресловутому шоппингу и всевозможным гаджетам и стариков, которые может быть всю жизнь мечтали, но не смогли, а тут вот оно, под носом, но снова недосягаемо. Справедливости ради стоит заметить, что пенсионерам билет обошелся в 18 долларов. Тем не менее это тоже дорого!
Дело было вечером, небоскребы сити светились на фоне темного неба, Дом Оперы по-прежнему стоял бок о бок с Ботаническим Садом, навстречу попадались редкие прохожие и ядовито-лимонные охранники. Все это сопровождалось почти шквальным ветром, ресницы складывались прямо в глаза, и я все пыталась достать из глаз то, что туда попало и соответственно ничего не находила. Я продолжала шагать и думала свою думу, как взгляд мой привлекла довольно большая бумажка на дорожке, которая каким-то чудом трепыхала одним концом на ветру, но не улетала. На мосту мусор - это большая редкость, если и увидишь, то что-нибудь совсем маленькое, типа бумажки от конфеты, брошенной ребенком. А тут такая довольно большая бумажка и вдобавок не улетает на сильном ветру.
Подхожу ближе, начинаю делать несколько шагов по направлению к странной бумажке и про себя думаю: "Да, это не обман зрения, я вижу четко, но она обязательно улетит, как только я приближусь. Я не могу ее получить, потому что этого со мной быть не может. Присаживаюсь, бумажка улетает прямо перед моей протянутой рукой. Oборачиваюсь, делаю шаг за ней, снова присаживаюсь, и она снова улетает. Решаю сделать последнюю третью попытку, по всем известной причине, делаю ещё несколько шагов за ней, присаживаюсь и вот она у меня в руках!Тупо и тихо смотрю, все ещё не веря, что со мной ЭТО тоже может быть. Я нашла деньги... В моем случае, это почти как найти слона в тайге! Я ни разу в жизни не находила деньги, даже найденных 20 копеек не было в моей коллекции детских трофеев, а тут я в темноте, на шквальном ветру, на мосту нашла деньги, да ещё и бумажные!!! Kупюра оказалась красной (читай двадцать долларов). Я продолжала не верить глазам своим, беспомощно озираясь по сторонам в попытке увидеть, кто бы мог это выронить, но никого не обнаружила, затем с какой-то беспомощностью осознала, что как маленькая девочка абсолютно растерялась и не знаю, что делать дальше. Тут подоспел муж и сказал, загадочно улыбаясь, мол, это знак! Мой трофей был осторожно спрятан в карман в джинсах, и мы принялись молча и слегка ошарашенно шагать дальше. Ход моих мыслей сбился. Я все пыталась осознать произошедшее, и что бы это могло значить?
Через метров сто муж выпустил мою руку и совершил какое-то странное и замысловатое па. Спустя секунду я увидела протянутую мне руку, в которой как-то торжественно и тихо покоилась красная бумажка. Вокруг было ни души...
Я не суеверная, совсем, но могу сказать только одно: никогда ничего подобного не происходило со мной. Я не нахожу деньги, у меня вообще с халявой плохо, она ко мне не липнет. И даже если обратиться к теории вероятности, то какова вероятность найти по 20 долларов на нос двум людям практически одновременно? И какова вероятность найти 20, когда весь вечер говоришь и думаешь о 25?
Для полного сюрреализма нам надо было найти ещё по пять на нос в этот вечер, но, увы, этого не произошло.
Сюрреализм эмоций и ощущений нас ожидал на следующий вечер. Да-да, вы правильно догадались. Удача мне улыбнулась и я радостно примкнула к толпе счастливчиков и всех тех восторженных, которые смогли заполучить драгоценный билет, добежать, увидеть и даже прикоснуться.
Признаюсь: я не смогла удержаться и не прикоснуться к Козлу, который меня просто очаровал. Как по мне, так он прекрасен! Хотя нет, ОНА прeкрасна! Формы сей барышни настолько многообразны, что без труда можно обнаружить, к примеру, пальмовые листья или плетеную корзинку.
![]() |
The Goat, 1950 (bronze) тут |
Скульптуры Пикассо стали для меня в этот раз абсолютным открытием. Какие дивные женские головы! Какой переход локона в нос! Какие сдвиги плоскостей! Глаза на щеках выглядят абсолютно естественно и даже, я бы сказала, гармонично.
![]() |
Head of a women, 1931, bronze тут |
Кубизм в очередной раз заставил меня поломать голову и изнасиловал мое скудное пространственное воображение.
Впечатлилась музам, и как много они значат в творчестве великих. Удивительно все же, как несовершенен даже гений, если нет источника вдохновения. А кто как ни другой человек, самое загадочное и непостижимое создание на этой земле, может вдохновить.
![]() |
Portrait of Dora Maar, 1937 тут |
![]() |
The reader, 1932 тут |
Это был дивный вечер, домой мы шагали по ночному городу, и я все продолжала вторить в своих мыслях Пикассо, который когда-то сказал:
"Art washes away from the soul the dust of everyday life"
'Искусство омывает душу от пыли быта' (перевод вольный, мой)
![]() |
The bathers, 1918 тут |
![]() |
The kiss, 1969 тут |
Взглянуть на подробности выставки можно вот тут. Там есть слайды и даже podcasts (не знаю, как нынче эти звуковые файлы называют по-русски).
Не упускайте шанс прикоснуться к прекрасному. Оно - вечно! А все остальное - всего лишь пыль.
Хорошо как! Порадовалась счастливому исходу! Мне только интересно, как часто по Сиднею двадцатидолларовые бумажки летают - я бы приехала и насобирала себе на каникулы. :) А то после вчерашней рекламы на девятом ужасно хочется на Херрон, но, грубо выражаясь, жаба давит. :)
ReplyDeleteА еще мне интересно: насколько среднестатистический австралиец осведомлен,кто такой Пикассо. :)
Я бы тоже пособирала, тем более я нынче официально безработная вот уже как 2 месяца ))
DeleteВ субботу шла по мосту домой, не летали (( Надо завтра сбегать проверить!
Ой, да, Света, твоя правда, жизнь среднестатистического австралийца не часто пересекается с миром искусства, прекрасного, вечного. Зато со спортом у них все на высшем уровне! (это я пытаюсь мыслить позитивно).
А на Heron Island надо ехать, обязательно! Я там была и почти с уверенностью, глядя на отдых, который нравится тебе и твоему мужу, и ваши интересы, могу сказать, что вам понравится! Только надо разузнать про сезоны и кто там в воде. Я там была лет 5 назад, кажется, в сентябре, если мне не изменяет память. Была ранняя весна. Такого количества скатов я не видела нигде!!!! Плюс редкие птицы. И акул я именно там увидела первый раз в жизни.
Хи-хи... :) Как точно про спорт. Я помню, как лет 8 назад одна знакомая дама пыталась меня просветить на тему разновидностей австралийского футбола. :) Совершенно безнадежное это было занятие... Зато теперь я знаю почти всех местных птиц и бабочек "в лицо". :)
ReplyDeleteСейчас на острове Heron уже наверно мало чего интересного: черепахи отложили все яйца, и черепашата из них все повылупились. Но ведь можно просто плавать с масками и трубками на мелководье у рифа!!! Это такой fun!!!
Р.s. Как только полетят разноцветныые бумажки - звони, помогу собирать... :)
Ирина, я вас понимаю, была два раза в этом музее и еще бы побывала с удовольствием :) Теперь хочу съездить в Антиб.
ReplyDeleteМарина, вам повезло вдвойне! В Антибе не была, что очень жаль, потому как была в тех краях буквально в сентябре 2011.
Delete(со мной можно на ты :-))
Да-да, и к нам в Сиэттл привозили выставку, и мы вкусили высокого искусства, и детей прикоснули! Славно-славно-славно! А денежка найденнная - точно, из разряда чудес! Ирина, с удовольствием прочла твой рассказ! Спасибо!
ReplyDeleteКак здорово, Таня, что ты тоже не упустила такой случай!
DeleteСпасибо!
А я вот все жду-не дождусь как откроют музей в Париже... Эх, придется ехать в Барселону наслаждаться Пикассо)
ReplyDeleteОн вернется в Париж и довольно скоро. Буквально позавчера сходила удостовериться собственными глазами: да, действительно, музей закрыт и кругом основательная стройка.
Delete